НАСЛЕДИЕ ФЕРАПОНТОВА МОНАСТЫРЯ - ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
История
Устав
Структура
Программы
Партнеры
Реквизиты

На главную Проект восстановления

Проект восстановления



П Р О Е К Т



восстановления Ферапонтова монастыря


как общецерковного центра


художественного образования и духовной жизни



Москва, 2005




Общие положения



Жежрегиональная общественная организация «Историко-просветительское общество «Наследие Ферапонтова монастыря» работает над целевой программой «Святыня под спудом» и приглашает к сотрудничеству в осуществлении нового проекта по возрождению древнего Ферапонтова монастыря.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в год 600-летия Ферапонтова монастыря высказал благопожелание о возобновлении древней обители. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью.


Ферапонтов монастырь – древняя святыня Русской Православной Церкви. Здесь в соборе Рождества Богородицы находится полный ансамбль фресковой живописи прославленного древнерусского иконописца Дионисия, созданный в 1502 году и сохранившийся до нашего времени. Организованный на территории монастыря Музей фресок Дионисия проводит работу по сохранению и изучению бесценного наследия отечественной художественной культуры.


В настоящее время в Русской Православной Церкви идет процесс возрождения церковного искусства: создаются учебные заведения и художественные мастерские, где обучаются иконописцы и реставраторы. Для повышения уровня мастерства церковных художников требуются копирование и изучение лучших достижений древних мастеров. Пришло время, когда художественный потенциал Ферапонтова монастыря должен быть востребован современным церковным обществом.


Возрождение Ферапонтова монастыря со статусом центра духовной жизни и художественного образования должно стать общецерковным делом и привлечь к совместной работе широкий круг специалистов, работающих в области сохранения, изучения и популяризации древнерусской живописи. Сочетание деятельности музея и монастыря должно повысить статус монастыря как духовно-просветительного центра, вызвать приток инвестиций в осуществляемый проект и положительно повлиять как на культурную, так и на экономическую ситуацию в Вологодской области.


Организационной деятельностью в рамках нового проекта должен заниматься Общественный совет по восстановлению Ферапонтова монастыря. К деятельности Совета могут быть привлечены все заинтересованные лица: общественные деятели, преподаватели православных художественных факультетов, священнослужители, деятели культуры и искусства.


Основанием для осуществления Проекта служит аналитическая и материальная база, формируемая по секторам. Сектор общественной поддержки выражает мнение современного общества. Сектор финансового участия финансирует Проект возрождения. Сектор специализации обеспечивает поддержку Проекта иконописными и реставрационными мастерскими.



Краткая историческая справка



Жерапонтов-Белоезерский монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 г. Расположен в 18 км от г. Кириллова между озёрами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв. В течение 400 лет был мужским монастырём, в 1798 г. упразднён и обращён в приход Ферапонтовской волости. В 1904 г. монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Женский монастырь просуществовал до 1925 г. После изгнания насельниц богослужения ещё совершались до 1935 г., затем монастырь вошёл в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 г. был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 г. возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.


Монастырь имел двух основателей и назывался Ферапонтов-Белоезерский Богородице-Рождественский Мартинианов монастырь. Основан в вотчине Можайского князя Андрея, сына Димитрия Донского. Первоначально был небольшим и малочисленным, удалённым от селений и дорог. Число братии к началу XV в. составляло 10–15 иноков.
1809 год
Позже вдоль его стен пролёг большой тракт на Архангельск через Каргополь, по которому проходил торговый путь на Север, а также шли паломники в Соловецкий монастырь.


Расцвет духовной культуры начался при игуменах Мартиниане, принесшем сюда «книжное рукоделие», и его ученике Иоасафе, архиепископе Ростовском. Здесь создавалась житийная и философская литература. В числе духовных писателей были митрополит Спиридон-Савва, преподобный Кассиан Грек (в миру Константин, князь Мангупский, основатель Угличской Учемской пустыни), иноки Паисий и Матфей. Из насельников обители в лике святых были прославлены: преподобные Ферапонт, Мартиниан, Кассиан Грек, местночтимый блаженный Галактион – юродивый Христа ради, священномученик Арсений (Мацеевич). В монастыре также чтилась память архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского), строителя собора Рождества Богородицы. Среди известных постриженников монастыря был епископ Пермский и Вологодский Филофей.


1835 год

Расцвет хозяйственной деятельности монастыря пришёлся на время царствования Василия II Тёмного, Василия III и его сына Иоанна Грозного, которые, побывав в монастыре на богомолье, щедро давали вклады утварью, землями, деньгами, льготами. В XVII и XVIII вв. для монастыря наступила эпоха бедствий: случались пожары и разграбления. Начало этому положили польско-литовские «воровские люди» в 1612–1616 гг., когда после неудачной осады Кирилло-Белозерского монастыря шайка разбойников занялась грабежом окрестных деревень. В завершение, по указу 1764 г. были отобраны монастырские владения. После этого обитель стала приходить в упадок и в 1798 г. была упразднена.


В XVII в. монастырю суждено было сделаться местом заточения низложенного Патриарха Никона, который отбывал здесь 10-летнюю ссылку начиная с 1666 г. Суровость заточения то ослабевала, то, по наветам недругов, усиливалась. В 1676 г. после смерти царя Алексея Михайловича врагам Никона удалось настоять на переводе его в Кириллов монастырь, где престарелый и больной Патриарх провел последние 5 лет своей жизни в тяжком заключении. Он был освобождён по настоянию своего крестника – царя Фёдора Алексеевича, но по дороге в Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь скончался под г. Ярославлем. Кроме Патриарха Никона, ссыльными монастыря в разные периоды были митрополит Литовский и Киевский Спиридон-Савва, а также святитель Арсений (Мацеевич), митрополит Ростовский, расправа над которым совершилась по воле Императрицы Екатерины II.


1911 год

С восстановлением в начале XX в. монашеской жизни к Ферапонтову монастырю было привлечено внимание Императорской Археологической комиссии, после чего начались реставрационные работы под руководством академика архитектуры П.П.Покрышкина. Церковная старина в монастыре была полностью сохранена. Впервые в стране проводились широкомасштабные работы по всему комплексу зданий. Под все церкви и палаты были подведены новые фундаменты, восстановлены своды, позакомарные покрытия собора Рождества Богородицы и церкви Благовещения.


Архитектура монастыря уникальна по своей древности. Пожалуй, это единственный в стране комплекс древних построек дониконовского времени. При этом среди построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы (1490 г.), вся внутренняя поверхность которого украшена столь же древними фрески Дионисия (1502 г.). Полная композиционная сохранность росписей составляет непревзойдённую ценность этого памятника.



Монастырские постройки сегодня



Историко-художественные достоинства каменной архитектуры монастыря высоко оценивались ещё в конце ХIХ в. В состав построек входят:

Собор Рождества Богородицы. 1490 г.


1. Собор Рождества Богородицы. 1490 г. Самый древний из сохранившихся каменных храмов Русского Севера. Холодная церковь. Придел во имя святителя Николая Мирликийского. Иконы вывезены, находятся в разных музеях, третья их часть – в экспозиции Кирилло-Белозерского музея. Иконостасная рама уничтожена в 1930-е гг. Вся внутренняя поверхность расписана в 1502 г. в технике фрески по сырой штукатурке ростовским мастером – иконописцем Дионисием. Две наружные фрески украшают главный вход в собор и усыпальницу преподобного Мартиниана. На фресках ведутся ежегодно сезонные реставрационные работы.



2. Церковь Благовещения с Трапезной палатой. 1530–1531 гг. Построены на царский вклад Василия III в честь рождения долгожданного наследника Иоанна IV
Церковь Благовещения с трапезной палатой. 1530 - 1531 гг.
после богомольной поездки царской четы по белозерским монастырям. В подклете трапезной была поварня, оттуда по продухам, устроенным в толще стен, поступал во второй ярус тёплый воздух для обогрева. В подклете церкви Благовещения была хлебня. Церковь имеет ярус звонов, который был заделан после постройки колокольни. Там же имеются два небольших помещения, где хранился архив монастыря (ход на верхний ярус из церкви по внутренней лестнице).


В ХIХ в. разделение на церковь и трапезную устранили, объединив строение общим замыслом: церковь стала алтарем, а трапезная – предалтарной частью церкви. До 1990-х гг. в алтаре сохранились престол, жертвенник, запрестольный образ, семисвещник, полный иконостас со всеми иконами. Музеем были внесены изменения: изъяты престол, жертвенник, иконостас, солея, киоты и даже пол в алтаре. Алтарь использовался как складское помещение.


В трапезной находится экспозиция: подлинные вещи преподобного Мартиниана, его рака из усыпальницы, игуменское место, стол и кресло из надвратной церкви Патриарха Никона, антиминс из собора Рождества Богородицы, крест на освящение престола надвратной церкви, переметные скамьи, глиняная посуда, несколько икон разного времени. В подклете трапезной выставка народного отдела «От снопа до сарафана» – экспонируются до двадцати самодельных ткацких станков (кросен), прялки и другие предметы крестьянского быта.


Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана. 1640 - 1641 гг.

3. Церковь-усыпальница преподобного Мартиниана. 1640–1641 гг. с пристройкой трапезы ХIX в. Сохранился иконостас (поздний) с иконами, киоты. На иконостасной раме и киотах большие утраты резных деталей. В нише северной стены, примыкающей к подклету собора Рождества Богородицы, покоятся под спудом нетленные мощи одного из основателей монастыря – преподобного Мартиниана.


Музеем добавлены киоты с иконами в интерьере, но изъято возвышение над погребением преподобного Мартиниана, сбита часть кирпичной кладки склепа, изъята рака преподобного для экспозиции – ее заменил ящик в форме раки.
Фреска над захоронением преподобного плохо сохранилась, значительные утраты относятся к ХIХ в., когда выступавшую часть пилястры собора сбили, а поверх фрески нанесли новый штукатурный слой и расписали заново.


4. Святые врата. 1649 г. Над воротами (большими и малыми). Надвратные церкви: Богоявления с приделом во имя преподобного Ферапонта. Церкви полностью сохранили свою первоначальную архитектуру, включая каменные престолы, плиточный пол, деревянные пристенные жертвенники, Горние места, дубовые связи, оконные проемы, две части прежнего тяблового иконостаса (один расписной). Сохранившаяся иконостасная рама поздняя, с имитацией позолоты и резьбы с плохо сохранившейся лепниной.


Святые врата. 1649 г.

Деисусный ряд под записью, реставрирована одна икона – «Спас в силах» ХVII в. Царские врата резные. В местном ряду – чтимый образ Богоматери «Скоропослушница», перемещён из церкви Благовещения (запрестольный образ). Икона написана на Святой Горе Афонской в русском Пантелеимоновом монастыре в 1911 г. в благословение возобновлённой женской обители. Основная часть местного ряда написана современными иконописцами по образцам древних икон. Икон в приделе в деисусном ряду нет, в местном – две.


К Святым вратам примыкает сторожка. Верхний её этаж имеет общую дверь с церковью Богоявления и является её ризницей. По устному преданию, это помещение было одно время кельей опального Патриарха Никона. Нижний этаж используется как помещение для вневедомственной охраны и музейных смотрителей.

Казённая палата. 1530-е гг.

В надвратные церкви ведет лестница с южной стороны, примыкающей к Казенной палате. Лестница переделана в начале ХХ в.


5. Казённая палата. 1530-е гг. Редкое здание некультовой архитектуры. Внутристенная каменная лестница в толще западной стены. Первый этаж был сушилом, на втором была книгописная мастерская. Музеем используется как фондовое помещение и библиотека, на первом этаже выставочное помещение.

Колокольня. Конец XVI в.

6. Колокольня. Конец ХVI в. Нижний ярус был проездным, средний ярус связан каменными переходами – папертью с главными храмами – собором Рождества Богородицы и церковью Благовещения. Галерея относится к ХVII в., крыта кровлей позже. Ярус звонов открытый с четырёх сторон. Набор колоколов – семнадцать, из которых одиннадцать современного литья, изготовлены в Воронеже на средства Фонда культуры.


В шатре колокольни имеются старинные башенные часы. Реставрация их не завершена.


7. Каменная ограда с небольшими угловыми башенками. ХIХ и ХХ вв. До ХIХ в. ограда была деревянной, крепостных стен никогда
Каменная ограда с угловыми бешенками. XIX и XX вв.
не имела. От каменной ограды ХIХ в. сохранилась только южная сторона, остальная часть была достроена реставрационными силами музея в 1980-е гг. В северо-западной части ограды сооружены Водяные врата (новодел, довольно неудачный, поскольку не несёт никакой логической нагрузки, декоративный).


Келейные и хозяйственные постройки монастыря не сохранились, они были деревянными. Для женской обители в начале ХХ в. были выстроены три больших двухэтажных корпуса: один из них – игуменский – прилегал к северной пристройке Святых врат; два других находились на северной стороне, за храмами, там же были трапезная и хозяйственные помещения. Кроме корпусов на территории монастыря, было несколько строений на склоне перед монастырем: гостиница для паломников с чайной, скотные дворы вблизи Бородаевского озера (от них сохранилась каменная постройка, где жили скотницы; сейчас её перестраивают под административное здание музея), а также деревянная школа для девочек, построенная в 1909 г. на средства монастыря и содержавшаяся за счет обители (находится на южном склоне под монастырём; сейчас там живут две семьи работников музея).


За западной оградой монастыря бил источник преподобного Ферапонта, откуда верующие брали целебную воду, но с проведением дренажных работ на территории монастыря источник ушёл в землю. На территории находятся два колодца: один за алтарём собора Рождества Богородицы, второй возле поварни. Во времена действующего монастыря использование колодезной воды давало возможность естественным образом отводить от собора Рождества Богородицы лишнюю грунтовую воду, что препятствовало подсосу влаги. Дренажные работы, проводившиеся в 1990-е гг., окольцевали собор общей системой стока вод сквозь оба колодца через монастырское кладбище.


Южный склон монастырского холма использовался под огороды, западный, вдоль берега, был ягодником, для защиты которого от ветра были высажены ели и сосны. Монастырский двор также был в зелени, от Святых врат вели липовые аллеи к церкви преподобного Мартиниана и к колокольне. Часть посадок музеем была вырублена, как заслоняющая архитектуру.


За северной оградой вдоль дороги стояли дома священнослужителей монастыря. Эта часть Ферапонтовской слободы называлась Поповка. Дома отошли к школе после закрытия монастыря и изгнания семей священников.



Проект совместного использования Ферапонтова монастыря


музеем и монашествующими



В мировой практике давно принято так называемое «совместное использование» храмовых построек по прямому их назначению и музеями. Подобное широко распространяется и в отечественной практике. Специалистами опыт признаётся положительным, тем более что памятники находятся под их наблюдением. Это касается храмов и монастырей не только поздней архитектуры, но и выдающихся памятников, имеющих древнейшую архитектуру, стенопись, иконостасы.


В настоящее время Церковью и музеями накоплен достаточно большой опыт совместного использования храмов, представляющих исключительную историко-художественную ценность и являющихся уникальными памятниками мировой культуры. Достаточно вспомнить соборы Московского Кремля – Успенский и Архангельский, имеющие фресковую живопись ХV–XVII вв., древние иконостасы и особо ценные иконы и исторические реликвии, относящиеся к ХI–ХIХ вв.: фрагменты фресок Дионисия, иконы великомученика Георгия конца ХI в., Успения 1479 г., драгоценные ткани, лицевое шитьё конца ХV–ХVI вв.
В течение последних лет в соборах проводятся регулярные праздничные богослужения, а в остальное время они используются как музеи.


В Смоленском соборе ХVI в. Новодевичьего монастыря, в Преображенском
соборе ХVII в. Новоспасского монастыря с фресками и древними иконостасами богослужения проводятся более 10 лет, фактов отрицательного влияния богослужений на сохранность художественных ценностей не имеется. Аналогичный опыт приобретён и в других древних городах России.


Софийский собор ХI в. в Новгороде с фресками ХII–ХIX вв., подлинным иконостасом ХIV–XVI вв., в том числе древнейшей иконой Божией Матери «Знамение» ХI в., используется для богослужений. Идут богослужения в древнейшем Георгиевском соборе ХI в. Юрьева монастыря.


Во Владимире постоянно действующим храмом является Успенский собор 1158–1161 г. с фресками преподобного Андрея Рублёва, а также открыт для богослужений храм Покрова на Нерли 1165 г. В Пскове, в древнейшем Мирожском монастыре начались богослужения в церкви Спаса середины XII в., имеющей фресковую живопись.


Стало традиционным постоянное взаимодействие духовенства со специалистами: архитекторами, реставраторами, музейными сотрудниками, работающими в области художественных ценностей. Нахождение в стенах монастыря музея создаёт благоприятную обстановку консультативного сотрудничества по многим вопросам хранения тех помещений, которые будут находиться в совместном пользовании. Кроме того, для музея это будет источником притока посетителей в несезонное время за счёт паломников; появятся дополнительные пожертвования на проведение реставрационных работ и содержание памятников, а также возможность реальной помощи трудами насельников. Объединение усилий и средств со стороны Церкви и музея в деле реставрации даст возможность проведения их на более высоком уровне и в ожидаемые сроки.


Ограничивать использование монастыря рамками только музея при современных условиях жизни нецелесообразно.


1. Ферапонтов монастырь – это, прежде всего, Святыня Белозерья. Именно поэтому он посещаем. Даже та часть посетителей, кого именуют туристами, отправляются в путешествие, чтобы увидеть святые места; а в последнее время среди приезжающих увеличивается доля паломников, которые хотели бы не только видеть прекрасное, но и участвовать в жизни монастыря своими трудами.


2. Мощи преподобного Мартиниана, одного из основателей монастыря, не могут находиться только в ведении музея, поскольку не могут ему принадлежать. Доступ к мощам должен быть открыт для верующих, а облик усыпальницы – соответствовать назначению.


З. Направление деятельности музея всегда будет зависеть от политических течений настоящего момента. По этой причине экспозиции в стенах монастыря могут быть и атеистическими. История музеев в монастырях изобилует фактами поругания святынь и их прямого уничтожения, разрушений иконостасов, поздних икон, мощей и мощевиков.


4. Музейная деятельность, как бы она ни была налажена и высоко оценена учреждениями культуры, не может заменить того, что даёт обществу монастырь. А вместо монастыря музей становится неравноценной подменой духовного – эстетическим, душевным. Самые лучшие, но инородные храму экспозиции – это диссонанс, в том числе и эстетический.


5. Всё созданное в монастыре есть результат трудов иноков. В недрах Церкви создавалась православная культура, и без Церкви она мертва.


6. Вклады, вносимые дарителями, шли на помин их душ. И прекращение молитвенной жизни монастыря есть нарушение последней воли завещателя, что по всем нравственным законам не выдерживает критики.


7. Изменение первоначального предназначения строений вызывает ряд неудобств и для музейного использования, желание приспособить, переделать, а значит – нарушить архитектурный замысел.


8. Благотворное влияние действующих монастырей на окружающее население, на природу подтверждалось тысячелетиями. Не случайно в настоящее время самое тяжёлое социологическое положение сложилось именно в тех местах, где были закрыты монастыри (например, криминогенная обстановка в Горицах, где до революции существовал один из лучших женских монастырей царской России). В Ферапонтове духовная атмосфера также отличается глубокой нравственной запущенностью.


9. Нельзя не учитывать и фактор трудовой занятости жителей села Ферапонтова и его окрестностей. Строительные и реставрационные работы в монастыре и за его пределами позволят обеспечить работой часть населения на ближайшие 10 — 15 лет.


Хлопоты о восстановлении обители начались с открытием прихода в 1989 г., но до последнего времени этой идее противостояла музейная сторона. Однако при решении таких ответственных вопросов следует иметь в виду не только «цеховые» интересы, сколько всю полноту проблемы в целом. К тому же об открытии монастыря в древней обители высказано благопожелание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в его Обращении по поводу 600-летия Ферапонтова монастыря. Это начинание поддерживается вологодской и московской общественностью. Есть лица, выразившие желание быть насельниками обители в Ферапонтове, в том числе монашествующие.


Одним из важнейших моментов является уникальная сохранность фресок Дионисия. Ферапонтов монастырь – единственное место, где столь древняя стенопись сохранилась без поновлений в полном составе. Этот факт становится основополагающим для восстановления живой иконописной традиции в монастыре, где находится «эталон» иконописания в технике фрески. Ввиду уникальности собор Рождества Богородицы должен постоянно находиться под наблюдением музея и реставраторов. Режим для его посещений остаётся в компетенции музея.


Создание иконописной мастерской возможно при использовании опыта иконописной школы при Троице-Сергиевой Лавре и с её помощью, что позволит возродить северную традицию иконописания. Среди выпускников лаврской школы есть жители Вологды и Кириллова. Иконописание должно стать основным направлением в деятельности возрождающейся обители. Музей фресок Дионисия может помочь этому начинанию имеющейся коллекцией копий и прорисей фресок.



Предложения по совместному использованию


Ферапонтова монастыря музеем и монашествующими



1. Для взаимного удобства монастыря и музея разграничивается территория. Действующему монастырю отходит вся северная часть до Водяных врат и монастырское кладбище, которое не имеет ни крестов, ни памятников, ни должного ухода. Кладбище должно быть приведено в надлежащий вид.


Территория ограждается невысокой оградкой.


Вход в часы богослужений через Святые врата (малый вход), в действующий
монастырь – через Водяные врата (эта часть изолирована от музея). Въезд – через восточные врата на заднем дворе.


2. Восстановление деревянных корпусов монашеских келий.

Вид на восточную сторону ограды.

Для взаимного удобства монастыря и музея игуменский корпус, находившийся когда-то на западном фасаде монастыря, можно отнести в северную часть. Проект игуменского корпуса, не использованный в 1906 г. по причине поспешности строительства, находится в архиве Института истории материальной культуры РАН. Его разрабатывал академик П.П. Покрышкин, автор исследовательских работ по архитектуре Ферапонтова монастыря.


3. Строительство хозяйственных построек и мастерских за монастырской оградой с восточной стороны.


4. Реставрационные работы.


1. НАДВРАТНЫЕ ЦЕРКВИ, имеющие самую маленькую площадь, вытянутые по оси север—юг, остаются храмом для повседневных богослужений монастыря. Архитектурная реставрация: замена кровли, устройство отопления, отделочные работы внутри храма. Реставрация иконостасной рамы (или её замена на тябловый иконостас). Написание недостающих икон в церкви Богоявления и полностью – в приделе преподобного Ферапонта.


2. ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО МАРТИНИАНА.


Воссоздание усыпальницы, с особенным украшением места, где почивают нетленные мощи святого. Возвращение резной позолоченной раки преподобного из экспозиции на первоначальное место, устройство возвышения с заградительным щитком, изготовление сени над ракой. Изготовление ажурного ограждения перед нишей. Облицовка погребения архиепископа Ростовского Иоасафа (Оболенского) мраморной плиткой (работы были прерваны Первой мировой войной).


Проведение реставрационных работ в алтаре. Оборудование алтаря всем необходимым для богослужения

.

Реставрация иконостасной рамы и киотов (или их замена на новые).


Изготовление новых резных Царских врат.


Реконструкция плохо сохранившейся фрески 1502 года.


Примечание. Если препятствием к постоянному доступу в храм к мощам преподобного Мартиниана служит фреска, можно вернуться к предложению, высказанному Музеем фресок Дионисия несколько лет тому назад, а именно: из-за невозможности в то время сообщить фреске соответствующий температурно-влажностный режим (церковь без фундамента, примыкает к подклету собора) музеем было предложено реставрационными методами отделить фреску от стены и перенести в экспозицию музея. Но тогда, за чрезвычайной дороговизной работ, предложение не осуществилось.


3. ЦЕРКОВЬ БЛАГОВЕЩЕНИЯ С ТРАПЕЗНОЙ ПАЛАТОЙ.


Восстановление церковного убранства. Церковь используется под праздничные богослужения.


Устройство нового иконостаса с полным набором икон, левого и правого клиросов, солеи. Восстановление алтаря и его оснащение.


Устройство отопления.

Место келарской палатки

4. КЕЛАРСКАЯ ПАЛАТКА. Воссоздание по сохранившимся фундаментам келарской палатки с северной стороны Трапезной, что позволит восстановить древние каменные переходы, связывавшие трапезную с келарской и ярусом звонов церкви Благовещения.


5. КОЛОКОЛЬНЯ. Завершение реставрационных работ на башенных часах с курантами. Устройство новых оградительных барьеров на ярусе звонов, двух деревянных лестниц (к ярусу звонов и в шатёр – к часам).


Оснащение недостающими колоколами и изготовление необходимых для звона приспособлений.


Восстановление усыпальницы блаженного Галактиона в подклете под колокольней.



Все реставрационные проекты проходят согласование с музеем, а работы производятся под наблюдением специалистов.


Кроме реставрационных работ и строительства жилого комплекса на территории монастыря и за восточной стеной, в перспективе предполагается строительство часовни на сельском кладбище на Поклонной горе с отделением места для захоронений монашествующих, строительство крещальни на берегу озера, а также художественно-иконописного центра.


За пределами монастыря предполагается также строительство воскресной школы и гостиницы для паломников. Желательно устройство богадельни с больничным оборудованием.



Порядок работ


Вид с юго-востока

1. Архитектурный проект с привязкой к ландшафту (на конкурсной основе среди церковных и светских архитектурных мастерских).


2. Проведение коммуникаций, источника электроэнергии. Желательно монастырю иметь добавочную независимую установку, основанную на смешанном источнике энергии.


3. Организация водозабора на берегу озера (насосная установка). Устройство отстойника за пределами монастыря.


4. Строительство келейного корпуса и трапезной с просфорней.


5. Параллельно с устройством жилого комплекса должны вестись реставрационные работы в храмах и создание иконостасов.

Вид с юго-запада

Все вышеизложенное является приблизительным проектом предложений по совместному использованию монастыря и его строений, и в ходе согласований между сторонами предложения будут корректироваться. В конечном итоге после всех согласований принимается совместный документ по взаимным обязательствам сторон – действующего монастыря и музея.


Для вынесения решений должна быть создана компетентная двусторонняя комиссия. Кроме заинтересованных сторон – Церкви и музея – в неё войдут представители Министерства культуры РФ, администрации Вологодской области, Кирилловского района и Ферапонтовского сельсовета, реставраторы, общественность.

Вид с юго-запада

Примером объединения усилий церковной и светской сторон в деле реставрации может служить история роста Ферапонтова монастыря в начале ХХ в. Она содержит ценный опыт сотрудничества Новгородского епархиального управления, в ведении которого находилась тогда обитель, и самого монастыря, с одной стороны, и Комитета по реставрации, созданного для научного решении проблем реставрации и включавшего в себя деятелей культуры из Императорской Археологической комиссии и заинтересованной общественности, – с другой. Результатом такого сотрудничества было восстановление древних зданий монастыря, проведённое на самом высоком научном уровне.


Используя этот опыт, считаем целесообразным для выполнения сложнейших задач настоящего времени учредить Попечительский совет для координации деятельности двух сторон по взаимным обязательствам и для оказания реальной помощи в решении конкретных вопросов.


Первоочередной задачей является восстановление уставного монашеского жития и богослужения, а также условий для превращения древней обители Северной Фиваиды в один из общецерковных центров духовной жизни и художественного образования.



МОО ИПО «Наследие Ферапонтова монастыря»

На главную Карта сайта Написать письмо
ЧИСТЫЙ ИНТЕРНЕТ - logoSlovo.RU Яндекс цитирования

Создание сайта - веб-студия Vinchi